17 ДЕКАБРЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СОВЕРШАЕТ ПАМЯТЬ СВЯТОГО ГЕННАДИЯ НОВГОРОДСКОГО, ОБЛИЧАВШЕГО ЖИДОВСТВУЮЩУЮ ЕРЕСЬ . Именно архиепископ Геннадий Новгородский (1410-1505) первым выявил жидовствующую ересь и поднял вопрос о разоблачении и наказании священников и мирян, погрязших в этой ереси. Многие сегодняшнии историки избегают темы жидовствующей ереси , хотя понятие "жидовствующая ересь" имеется во многих источниках : как в различных летописях, так и в Житиях Святых, а также в трудах дореволюционных историков Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьёва, И.Е. Забелина, Е.Е. Голубинского, Д.И. Иловайского, А.Д. Нечволодова и многих других исторических исследователей. Пристальное внимание уделял изучению жидовствующей ереси и наш современник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев. Он в своей книге "Русская Симфония", разоблачает жидовствующую ересь уже с позиции сегодняшнего дня, подчеркивая, что жидовствующая ересь была серьёзной опасностью для Русского государства : " ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ НЕ БЫЛА " ОБЫЧНОЙ ЕРЕСЬЮ . ОНА БОЛЬШЕ НАПОМИНАЛА ИДЕОЛОГИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗРУШЕНИЯ , заговора, имевшего целью изменить само мироощущение Русского народа и формы его общественного бытия... Таким образом внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей - светской и духовной, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. ПРОЩЕ СКАЗАТЬ ЦЕЛЬЮ ЕРЕТИКОВ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЯВЛЯЛСЯ ЗАХВАТ ВЛАСТИ И ОНИ ЕДВА НЕ ПРЕУСПЕЛИ В ЭТОМ". ( Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев. Русская Симфония. - С.-Петербург,2001. - С. 122 - 123.) Необходимо отметить, что все вышеуказанные историки в единстве мнений указывали, что жидовствующие были коварны и лукавы : во-первых, под видом ложного благочестия проникали в доверие к высокопоставленным лицам, которые занимали высокое положение в государстве и в духовенстве ; во-вторых, делать ложные клятвы было у них нормой; в-третьих, кощунственно глумились над христианскими святынями. Историк Карамзин в своём труде "История государства Российского", в шестом томе пишет, что архиепископ Геннадий Новгородский прислал царю Иоанну lll грамоту, в которой он перечислял священников, относящихся к жидовской ереси и указывал, что они вытворяли : "Архиепископ Новгородский Геннадий доносил, что сии отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты называют иконы болванами, грызут оные зубами, повергают в места нечистые, не верят ни Царству Небесному, ни Воскресению мертвых и безмолствуя при усердных христианах, дерзостно развращают слабых". ( Карамзин Н.М. История государства Российского.- Калуга, 1993, Т. 6. - С. 255.) Естественно возникает вопрос :" А для чего же с такой злобой и остервенением жидовствующие глумились над святынями? ". Отвечая на этот вопрос, член Императорского Русского Военно-Исторического общества историк Нечволодов в третьем томе книги "Сказания о Русской земле" приводит мнение исследователя профессора Голубинского : "Причины такого надругательства говорит известный учёный Е. Голубинский в своей " Истории Русской Церкви ", была не одна не только прямая и простая ненависть к христианству как к вере, но ещё тот языческий взгляд, существовавший у волхвов, и доселе остающийся у колдунов, что чем сильнее будут оскорбления христианской святыни, тем действеннее будут волхвования". (Нечволодов А. Д. . Сказания о Русской Земле. - С. - Петербург, 1913,Т.3.- С. 193.) А вот как историк Александр Нечволодов описывает появление жидовствующей ереси в Новгороде : "В 1470 году Новгородцы пригласили себе Литовского князя Михаила Олельковича. С ним вместе из Киева прибыл и ученый жид Схария, который был хорошо научен чародейству и чернокнижию, звездознанию и астрологии... Этот Схария и взялся за прочное насаждение жидовства в лоне нашей церкви. Первым его учеником был священник Дионисий, которого он привлёк к тайнам иудейского чернокнижия или каббалы, являющимися смесью Вавилонских и Египетских тайных учений, переделанных иудейскими учеными раввинами на свой лад... Дионисий не замедлил совершенно поддаться опытному жиду- совратителю и привел к нему другого священника Алексея, тоже ставшего усердным учеником Схария, последний, видя успех своего растления Православных священников, выписал ещё двух жидов-учителей из Литвы : Шмойлу Скарявого и Моисея Хапуша"... (Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. - С. - Петербург,1913, Т.3. - С.188-190.) Два Православных собора целенаправленно обличали жидовствующую ересь и злодейства еретиков. Собор 1490 году осудил их и проклял. Исследователь Нечволодов пишет : "Архиепископ Геннадий велел посадить осужденных на лошадей лицом к хвосту в выворочном платье и в берестовых остроконечных шлемах с надписью :" Все есть сатанино воинство". В таком виде их провезли по всему Новгороду, выставляя на позор народонаселения, и в заключении сожгли на их головах шлемы. Однако, собор 1490 года нисколько не обезсилил ереси в Москве, где главные жидовствующие в том числе митрополит остались не открытыми". ( Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. - С.- Петербург, 1913, Т. 3. - С. 195.) Историк Нечволодов также отмечает : "Архиепископ Геннадий продолжал, насколько мог, свою борьбу с жидовством, сознавая при этом, что с ним надо бороться не только наказанием, но и убежденим, и что для этого нужны просвещенные священники, он первый начал говорить о необходимости училищ... Усердно заботясь о просвещения священников в борьбе с ересью, - Геннадий, вместе с тем, успешно руководил огромным трудом, который довел до конца. Это был полный перевод Старого Завета на Церковно- Славянский язык". Историки подчёркивают, что неразоблаченные жидовствующие оклеветали архиепископа Геннадия и он, сложив свой сан, удалился в Чудов монастырь. Выясняется, что даже митрополит Московский Зосима впал в жидовствующую ересь и которого обличал уже кроме Геннадия Новгородской, и другой Святой земли Русской - Иосиф Волоцкий. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев отмечает: "Стараниями двух святых подвижников Геннадия Новгородского и Иосифа Волоцкого Зосима был лишён кафедры за ересь жидовства, разврат, пьянство и кощунство, но до искоренение самой ереси было ещё далеко. К её покровителям прибавилась княгиня Елена, невестка Иоанна lll, мать наследника престола малолетнего Царевича Димитрия... Однако чаша весов стала постепенно склоняются в пользу ревнителей благочестия. В 1500 году опала постигла жидовствующего Федора Курицына. В 1502 году Иоанн положил опалу и на княжну Елену с Дмитрием, посадив их под стражу. Наконец, в 1504 году состоялся собор на котором ересь была разгромлена, а главные еретики осуждены на казнь". (Митрополит С. -Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев. Русская Симфония. - С. -Петербург, 2001. - С. 121- 122.) О принятых мерах пишет историк Нечволодов : "... Менее виновных отправили в заточение в тюрьмы, а ещё менее виновных в монастыри. Иосиф Волоцкий не одобрял отправления еретиков в монастыри и говорил Иоанну lll :" Этим ты, государь, творишь мирянам пользу, а инокам погибель" - и требовал более суровых наказаний. Удар, нанесенный ереси собором 1504 года был очень силен, но однако не окончательно искренил её...".( Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. -С. -Петербург, 1913, Т.3. - С. 200.) В связи с вышеизложенным обращает на себя внимание труд историка И.П. Хрущова, изданный в 1868 году. Он в своей книге "Исследование о сочинениях Иосифа Санина Преподобного Игумена Волоцкого" приводит послание Иосифа Волоцкого государю Василию (сыну Иоанна lll) о лукавстве жидовствующих и их ложных клятвах : "А которые, государь, почали каятися, а отец твой , государь, их покаянию поверил и дал им ослабу, и те много неизреченна зла сотвориша и многих православных христиан в жидовство отведоша " (Хрущов И.П. Исследования о сочинениях Иосифа Санина Преподобного Игумена Волоцкого. -С. -Петербург, 1868.- С. 243- 244.) Историк Сергей Нечаев.

Теги других блогов: история святые Православие